
В США в условиях ведущейся предвыборной [президентской] гонки поиск ответа на вопрос "Кто потерял Россию?" в самом общем виде приобретает характер партийного противостояния демократов, находившихся у власти последние восемь лет, и республиканцев, которые в своих президентских устремлениях рассчитывают нанести удар демократам по самому чувствительному внешнеполитическому вопросу - отношениям с Россией. При этом умеренные республиканцы обвиняют администрацию Б.Клинтона в "потере России", упущении шансов, заложенных республиканскими администрациями Рейгана и Буша, а республиканцы-консерваторы акцентируют внимание на "излишнюю снисходительность" в отношении "коррумпированного режима", недооценку "изначальной нереформируемости" все еще "имперской" России. Защищаясь, демократы всю ответственность за неудачи российских реформ возлагают на саму Россию, что в принципе справедливо, но не вполне объективно отражает развитие двусторонних отношений.
Реалистически мыслящие российские политики осознают первоочередную ответственность самих россиян как за судьбу пока не вполне удавшихся реформ, так и вообще за будущее России как демократического общества. Вместе с тем они не могут не видеть и явных провалов американской внешней политики на российском направлении, косвенно способствовавших дискредитации самих понятий "демократия", "свободный рынок", "капитализм" и т.п.
3.1. Взгляды в США на отношения с Россией
Основные направления американской внешнеполитической мысли в отношении России сводятся, по нашему мнению, к двум основным противостоящим школам.
3.1.1. Школа "вовлечения" (engagement), надеющаяся на возможность партнерства с Россией в будущем, но отрицающая ее реализуемость в настоящем в силу многих причин, по которым Россия оказалась "не готова" к партнерству: в России отсутствует политическая стабильность, не создано правовое общество, не доведены до логического конца реформы, не ведется борьба с организованной преступностью и коррупцией.
Эта школа опирается на конкретную критику не только политики, но и личностей в политике. Она не отрицает необходимость оказания помощи России, однако ее объем и направления должны прежде всего и в значительной степени определяться приоритетами национальной безопасности США. Одновременно она рекомендует принуждать Россию к выполнению ряда предварительных условий для перехода к партнерским отношениям: исключить возможность утечки ракетно-ядерных и иных технологий ОМУ за рубеж, в частности в Иран и другие страны с так называемыми "безответственными режимами", ратифицировать СНВ-2, согласиться на существенный пересмотр Договора по ПРО (1972 г.).
Представители этой школы утверждают, что Россию "проиграли" сами русские, а также что на период выборов США следует повременить с экономической помощью России и с инвестициями.
3.1.2. Школа "сдерживания" (containment) исходит из предпосылки, что Россия никогда не сможет себя реформировать до уровня государства, где разделяются западные демократические ценности, и поэтому задача США - активно сдерживать те аспекты российской внешней политики, которые, по их мнению, противостоят американским интересам, и в целом рассматривать Россию как потенциального противника.
3.2. Оценка американской политики в отношении России
По мнению большинства представителей российской элиты, политика администрации Клинтона в отношении России строилась прежде всего исходя из национальных интересов США и официально декларировала две взаимосвязанные цели:
- повышение уровня безопасности для американского народа за счет сокращения арсеналов вооружений, накопленных за годы "холодной войны", недопущения распространения этих вооружений и создания стабильной и неразделенной Европы.
- поддержание усилий России на пути демократического преобразования ее политических, экономических и социальных институтов.
3.2.1. Достижение указанных стратегических целей США обеспечивалось, как это видится из России, следующими средствами и методами:
- содействие "денуклеаризации" России путем продолжения договорного процесса о сокращении ядерных вооружений, содействие сокращению ее ядерного потенциала, оказание помощи в избавлении от излишних материалов, укреплению безопасности ядерных объектов и предотвращению утечки ядерного оружия, технологий и расщепляющихся материалов, а также эмиграции в третьи страны секретоносителей в области ОМУ;
- предотвращение "чрезмерного" военно-политического усиления России, расширение и укрепление военно-политического "страховочного" механизма в лице блока НАТО и продвижение его к границам России при одновременном привлечении России к ограниченному сотрудничеству с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира" и Основополагающего акта об отношениях между Россией и НАТО;
- недопущение восстановления традиционных сфер влияния России на территории бывшего СССР, в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в других регионах;
- дальнейшее ослабление связей России с "радикальными режимами" Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, КНДР, Кубы, которые рассматриваются как недружественные США, в том числе с использованием угрозы введения экономических санкций против России и отдельных российских юридических лиц;
- обеспечение той или иной степени влияния на внутреннюю и внешнюю политику России посредством воздействия через механизм помощи и кредитование по линии международных финансовых организаций на направленность демократических преобразований и экономических реформ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий