В системе международных отношений СССР и США в годы "холодной войны" двусторонним отношениям придавалось приоритетное значение, обусловленное прежде всего военно-политическим и идеологическим противостоянием. Вследствие этого центральное место в двусторонних отношениях занимали проблемы военной безопасности, включая контроль, ограничение и сокращение ракетно-ядерных систем двух военных сверхдержав. Политическим, научно-техническим, культурным, экономическим и иным связям при этом уделялось второстепенное внимание не только в силу сфокусированности отношений на проблемах безопасности, но в значительной степени и вследствие существенной разницы моделей экономик двух стран и идеологической конфронтации. Параллельно все эти годы существовал, как бы оставаясь в тени, и фактор геополитического противостояния, значение которого по мере исчезновения идеологических разногласий и уменьшения роли стратегического противостояния стало относительно возрастать.
1.1. Вместе с ракетно-ядерным потенциалом и иным политическим, экономическим и психологическим багажом Россия унаследовала от СССР и приоритетность российско-американских связей. Тем более, что надежды как последнего советского, так и нового российского руководства на социально-экономическое обновление страны, связывались прежде всего с нормализацией отношений с США, переводом их из состояния конфронтации в активный процесс сотрудничества и содействия реформам в России.
1.2. При этом как у последнего советского, так и в особенности у нового российского руководства, возникали необоснованные надежды и на существенную и бескорыстную помощь Соединенных Штатов и Запада в целом в деле преобразований в России.
1.3. Отчасти это было связано с тем, что президент М.Горбачев и его окружение, морально поддерживаемые значительной частью населения страны, рассчитывали не только на моральную, но и на существенную материальную благодарность Запада за одностороннее прекращение "холодной войны", значительное снижение угрозы "взаимно гарантированного уничтожения", согласие на объединение Германии и вывод советских войск из Центральной Европы, а также за проведение политики гласности, курса на демократизацию советского общества и начало рыночных реформ в стране.
1.4. Президент Б.Ельцин и его соратники надеялись на значительную финансовую помощь и советы в области экономики со стороны Запада, и в первую очередь США, в качестве компенсации за политические шаги по мирной дезинтеграции СССР, дальнейшему снижению ядерной угрозы для США, а также за готовность следовать в русле внешней политики США и НАТО и западным рекомендациям в деле строительства демократии и рынка в России.
1.5. С точки зрения России США на пороге XXI в. остаются явным приоритетом ее внешней политики. Это определяется ролью США как наиболее влиятельной державы на пространстве от Атлантического до Тихого океана, доминированием США в международных финансовых институтах и в мировой экономике в целом, лидерством в области науки и техники, особенно в информационных технологиях, в массовой культуре, и, не в последнюю очередь, военным и военно-техническим потенциалом Соединенных Штатов.
1.6. В то же время за последнее десятилетие место России в системе внешнеполитических приоритетов США кардинальным образом изменилось. Американские элиты и общественное мнение все больше склонны рассматривать Россию как второстепенную державу во всех важных сферах международных отношений, за исключением военно-стратегической, что связано главным образом с сохраняющимся огромным российским ракетно-ядерным потенциалом.
В начале 90-х гг. российско-американские отношения искусственно, в декларативной форме были возведены на уровень "стратегического партнерства". Однако в последующие годы они постепенно понижались в статусе, преимущественно в заявлениях официальных лиц США, вначале на уровень "прагматического партнерства", затем "реалистического партнерства", "упреждающей отстраненности" (preemptive disengagement) и наконец на пороге XXI в. оказались перед угрозой возвращения к политике конфронтации и даже новому варианту "сдерживания" (containment) России со стороны ведомого Соединенными Штатами западного альянса.
1.7. Итак, одной из главных характерных черт современного состояния российско-американских отношений является их явная асимметрия, определяемая не только разностью потенциалов двух стран, но и различной степенью приоритетности этих отношений как для правящих элит, так и для обществ в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий